Неділя, 23.02.2020, 20:32
Логін:
Пароль:
Головне меню
Календар подій
«  Жовтень 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Block title
Головна » 2010 » Жовтень » 21 » Українська та російська профтеосвіта – 2 статті, 2 думки, 2 погляди
11:35
Українська та російська профтеосвіта – 2 статті, 2 думки, 2 погляди
Украинское профтехобразование надо спасать: мнение эксперта

За последние 20 лет в Украине исчезло около 30% профессионально-технических учебных заведений, а те, что остались на сегодняшний день находятся в самом ужасном состоянии из всех видов образования. Об этом рассказала журналистам на пресс-конференции в Киеве 28 сентября 2010 года кандидат экономических наук, доцент, член-корреспондент Украинской академии наук, автор книги "Образование в Украине" Наталия Семенченко, сообщает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ.

"На данный момент во многих ПТУ просто отсутствует техническая и методологическая база для обучения. Кроме того, отношение в обществе к трудовому сектору весьма неуважительное. За 20 лет образование у нас "гуманитаризировалось" - все ринулись в управленцы, экономисты, юристы и т.д. А работать на производстве практически некому", - констатирует ситуацию Н.Семенченко.

Эксперт акцентирует, что для того, что бы реанимировать профтехобразование нужно напрямую подвести к нему бизнес и производственные процессы – необходимо предоставить льготы для предприятий, заинтересованных в производственных кадрах, готовых поддерживать профтехобразование. По мнению Н.Семенченко, необходима структура, которая бы доводила выпустившихся специалистов до производственной деятельности – система внутренних заказов необходимых специалистов.

"После украинского вуза и ПТУ тяжело найти работу, т.к. государство напрямую никак не участвует в распределении трудового потенциала. На фоне других стран, взять даже соседнюю Белоруссию, Украина выглядит совершенно не заинтересованной в своих трудовых кадрах, в своем потенциале и развитии. Если государство не обратит внимания на этот вопрос, то в ближайшее время Украина рискует просто лишиться свих производственных кадров, необходимых на сегодняшний день. Уже дошло до того, что обсуждаются вопросы о трудовой миграции из других стран – об импорте рабочей силы", - рассказывает Н.Семенченко.

По ее словам, в Украине есть предприятия, которые договариваются с заведующими кафедр о том, что бы предложить лучшим студентам место в компании. Но, к сожалению, это немногочисленные и неофициальные прецеденты.

По материалам: biz.liga.net


В ПТУ за гарантированной работой!

В октябре российская система начального профессионального образования отметит юбилей – ей исполнится 70 лет.

Хотя профессиональные учебные заведения появились намного раньше, почти три века назад, в единую государственную систему, которая выполняет задачи массовой подготовки рабочих кадров, профессиональные училища объединились при советской власти, в октябре 1940 года.

"Не можешь – научим!"
Сталин перестроил систему профессионально-технического образования так, чтобы обеспечить все потребности промышленности в кадрах, желают того граждане СССР или нет. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О государственных трудовых резервах" предусматривалась мобилизация подростков в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО: "Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения".

А чтобы у детей из рабочих и крестьянских семей не оставалось другого выбора, за обучение в старших классах школы и вузах ввели плату. Меры, стимулирующие к поступлению в профессиональные учебные заведения, принимались и впоследствии, при многочисленных реформах советской системы профтехобразования. Так, пока колхозникам не выдали в 1974 году паспорта, поступление в ПТУ после семи- или восьмилетки оставалось едва ли не единственным способом вырваться из колхоза. А в 1974 году для повышения привлекательности ПТУ в некоторых из них стали преподавать общеобразовательные предметы и выдавать аттестат о среднем образовании. Помогало это, правда, слабовато, и во многих школах отправкой в ПТУ пугали нерадивых учеников.

Кузница рабочих кадров
При всех недостатках в советское время существовала широкая сеть профессиональной подготовки молодежи. Давая реальную общеобразовательную подготовку, фабрично-заводские и ремесленные училища были хорошо оснащены, готовили отличные кадры для всех отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Их выпускники, поступая на работу, под руководством опытных рабочих быстро становились мастерами, способными работать с техникой высшей сложности.

Сегодня на оставшихся еще серьезных предприятиях дорабатывают свой срок мастера пенсионного возраста, прошедшие школу ФЗО в 60–70-е годы. Молодая смена их столь малочисленна, что уже всерьез ведутся разговоры о приглашении иностранных рабочих. Бесплодность таких надежд очевидна, не говоря уже об их национальной преступности. Действующий же проект реформы образования этот вопрос обходит. По крайней мере, в той информации, которая доступна рядовым гражданам. Тем временем, по данным из открытых источников, высококвалифицированные рабочие среди рабочих Германии составляют 56%; в США – 43%; у нас… 2,6%.

Система профтехобразования в СССР не просто готовила хороших рабочих, но и давала общее среднее образование – в ней охотно работали педагоги высокого уровня, так как зарплата учителей в них была выше зарплаты в общеобразовательных школах.

Путевка в жизнь
За период своего существования начальная профтехшкола Волгоградской области дала путевку в жизнь свыше 700 000 юношей и девушек.

В Волгоградской области сохранена сеть учреждений начального профессионального образования (НПО). В последние годы система претерпела определенные изменения. Появились новые профессии, новые стандарты, изменилась профессионально-квалификационная структура подготовки рабочих и специалистов в соответствии с требованиями рынка труда. Выпускники находят свое место на предприятиях и в организациях, они востребованы обществом.

В нашем регионе реорганизуется, изменяется, но сохраняется профтехобразование через систему НПО. Сегодня здесь есть что предложить юношам и девушкам, выбирающим профессию. В учреждениях НПО работают мастера-профессионалы, преподаватели, энтузиасты, новаторы, замечательные люди и патриоты профтехобразования.

Система начального профессионального образования Волгоградской области представлена 49 учебными заведениями, в том числе 3 профессиональными лицеями, 3 казачьими кадетскими профессиональными училищами, в которых обучаются более 13,5 тысячи человек, в том числе 1,5 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 16 профессиональных училищах обучаются около 600 человек с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно образовательные учреждения начального профессионального образования выпускают более 6 тыс. квалифицированных кадров. В 38 учреждениях начального профессионального образования обучающиеся получают одновременно с профессией среднее (полное) общее образование, более 70% выпускников получают две и более профессий, свыше 40% выпускников получают повышенные разряды.

Выпускников ждет работа
Большое внимание уделяется трудоустройству выпускников. В образовательных учреждениях профессионального образования организованы службы содействия трудоустройству выпускников, формируются собственные банки вакансий, созданные на основе заявок работодателей. Вакансии рабочих мест (заявки работодателей) оперативно доводятся до сведения выпускников (на сайтах образовательных учреждений, на информационных стендах, встречах с работодателями и т. д.).

Бизнес-сообщества региона не только традиционно сотрудничают с образовательными учреждениями. Появились новые формы взаимодействия с социальными партнерами – это согласие на вложение весомых денежных средств в проекты участников конкурсного отбора 2009 года в рамках ПНПО. Объемы софинансирования ОАО "Волжский трубный завод" по проекту ГОУ "Профессиональное училище № 35" "Применение инновационных образовательных и производственных технологий – основа повышения качества подготовки квалифицированных рабочих технического профиля для высокотехнологичных производств" составили 10 миллионов рублей.

Ежегодно, начиная с 2005 года, 20 отличникам учебы образовательных учреждений НПО, имеющим достижения в учебе и спорте, назначаются персональные стипендии Волгоградской области.

В 2009–2010 учебном году начался переход государственных образовательных учреждений начального в иные организационно-правовые формы (автономные учреждения). В 2010 году согласно постановлениям главы администрации Волгоградской области "Профессиональное училище № 34", "Профессиональное училище № 52" и "Профессиональный лицей имени Александра Невского" стали государственными автономными образовательными учреждениями начального профессионального образования. Изменение типа учреждения позволило значительно расширить степень финансово-хозяйственной самостоятельности для наиболее эффективного распределения существующих ресурсов, привлечения новых ресурсов для реализации направлений его деятельности.

Паруса надежды
Волгоградское ГОУ НПО "ПУ № 28" (больше известное как речное училище) традиционно является одним из самых популярных среди вчерашних выпускников. В этом году в нем решили продолжить свое обучение 175 молодых людей. Здесь можно получить профессии: штурмана-помощника механика, моториста-рулевого или повара-бармена.

Безусловно, в стабильной работе училища немалая заслуга педагогического коллектива и директора – Аркадия Федоровича Кравченко, заслуженного учителя РФ, занесенного в книгу "Лучшие люди России". Он считает, что главное преимущество ПУ перед вузами – в трудоустройстве. Причем зарабатывать свои первые "трудовые" учащиеся начинают во время практики. В месяц зарплата практиканта – 15–20 тыс. рублей, а за весь период выходит 80–90 тысяч. Кроме того, в училище ребята получают двухразовое горячее питание и форму. Получив профессию, выпускники имеют реальную возможность зарабатывать 30–40 тысяч рублей, а если повезет в карьере и станешь капитаном – от 70 тысяч и выше. Это во многом перекрывает стремление молодежи к вчера еще модным профессиям юриста и экономиста. Тем не менее, по словам Аркадия Федоровича, проблем в профтехобразовании еще много, основные – демографический спад и низкая зарплата преподавателей. Но если проблему низкой рождаемости государство взялось решать радикально, то вторая больная тема пока ждет своего часа.

За годы промышленного спада внимание общества к ПТУ ослабло, но сейчас, с наступлением нового подъема производства, потребность в квалифицированных рабочих кадрах будет только расти. И снова, как уже не раз было на протяжении 70 лет, профтехобразование станет ключевым фактором в развитии экономики нашего государства.

По материалам: www.molodoi-gazeta.ru
Категорія: Різне | Переглядів: 659 | Додав: Admin | Теги: думки, різне, погляди | Рейтинг: 5.0/3
Всього коментарів: 2
1 Admin   (21.10.2010 21:24) [Материал]
Печально... но факт! Думаю Ближайшее будущее изменений никаких не будит, главное хуже не было бы... хотя куда уж хуже... scratch

+2   Спам
2 ave   (21.10.2010 21:37) [Материал]
Неприємна статистика по Україні. Мабуть в Росії такаж ситуація, просто в приведеній статті про це м"яко сказано.

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]